В СССР секса нет! У нас есть Любовь!
Фраза “В СССР секса нет!” первой приходит на ум, когда разговор заходит о сексе в Советском Союзе. Выражение стало настолько расхожим и затертым, что многие давно забыли, как оно родилось и что на самом деле означало. 17 июля 1986 года в эфир вышел телемост Ленинград-Бостон, на котором одна из участниц произнесена фраза «В СССР секса нет».
Запись программы состоялась 28 июня. Это был один из первых советско-американских телемостов, ведущими которых стали Владимир Познер и Фил Донахью, а режиссером один из будущих «взглядовцев» Владимир Мукусев.
Речь зашла о рекламе на телевидении, и одна из американок пожаловалась на то, что в рекламных роликах всё крутится вокруг секса: «У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?».
Советским участникам задали вопрос о том, как у них обстоят дела с телерекламой. На это Людмила Николаевна Иванова ответила: «Ну, секса у нас… секса у нас нет, и мы категорически против этого». Зал взорвался смехом и аплодисментами, и концовку фразы никто не расслышал (она якобы добавила: «У нас есть любовь»). Другая участница выкрикнула: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». Позднее Людмила Иванова просила вырезать свои слова при монтаже, но их оставили, и вскоре вырванная из контекста фраза стала крылатой.
Фраза «В СССР секса нет» стала крылатой. Она широко используется в российских источниках для ссылок на ханжество и антисексуальность советской культуры, табуированность публичного упоминания тем, связанных с сексом. С другой стороны, очевидная абсурдность фразы позволяет использовать её и в других контекстах — при указаниях на необъективность и мифологизированность современных описаний советской действительности.
Позже в интервью Людмила Иванова рассказала, что ее не так поняли: «В общем, начался телемост, и одна американка говорит: да вы из-за войны в Афганистане вообще должны перестать заниматься сексом с вашими мужчинами — тогда они не пойдут воевать. И пальцем всё время тычет. Я ей и ответила: в СССР секса нет, а есть любовь. И вы во время войны во Вьетнаме тоже не переставали спать со своими мужчинами. Но все запомнили только начало фразы. А что, я не права? У нас же действительно слово «секс» было почти неприличным. Мы всегда занимались не сексом, а любовью. Вот это я и имела в виду».