Британский ужас: Джек Потрошитель и Монстр Франкенштейн… Совпадение ли, что с Британских островов родом так много ужасных существ?
Ужасы в литературе
Английский готический роман — один из первых литературных жанров, нашедший более широкую аудиторию. В 1764 году британский писатель Хорас Уолпол опубликовал свой роман «Замок Отранто».
В то время читать вообще могли только представители аристократического высшего класса, церкви и среднего класса. Кроме того, книги в наше время – это роскошь.
Только введение так называемых «циркулирующих библиотек», из которых можно было брать книги за небольшую плату, позволило читателям низшего сословия получать больше материалов для чтения.
Однако эти «библиотеки» не являются городскими библиотеками в том виде, в каком мы их знаем сегодня, а скорее частными собраниями, которые соответствуют общественным вкусам и служат источником вторичного дохода для торговцев.
Очарование зла
Помимо любовных романов, одними из первых литературных бестселлеров были рассказы ужасов, так называемые «готические романы». Начиная с XVIII века чтение стало популярным видом досуга. Просвещение провозгласило образование ценностью. Но в то же время это вызывает у многих людей глубокую эмоциональную незащищенность, поскольку ставит под сомнение мировоззрения, которые ранее считались неизменными.
В сочетании со все еще сильной верой в призраков и суевериями среди значительной части низшего класса, ужасные истории находят все большую аудиторию. Потому что в этих вымышленных страшилках читатели могут дать волю своим страхам и направить их в нужное русло. Во время чтения чувствуешь приятную дрожь, но дальнейших последствий ужас не имеет.
Редакция рекомендует: Пиратство, история появления пиратства
Роман ужасов
Лишь начало романа ужасов выдержано в традициях Просвещения. Очень скоро все дело в эмоциях и максимально виртуозной игре с этими чувствами — по аналогии с немецкой литературой «Буря и натиск», например в романе «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга фон Гете.
Роман ужасов описывает уже не разумный мир эпохи Просвещения, а скорее мир перманентного ужаса, от которого часто нет облегчения для героев рассказов в конце. Ужас уже не воображаемый и объяснимый, а реальный и осязаемый, по крайней мере для героев романа.
«Франкенштейн» как изюминка
Когда Мэри Уолстонкрафт-Шелли опубликовала свой первый роман «Франкенштейн» в 1818 году, он сразу же стал литературной сенсацией. Хотя бы потому, что автор — женщина, которой еще не исполнилось 19 лет, когда она начала писать роман.
Франкенштейн впервые вводит в литературу ужасов тему науки и искусственной жизни. Роман имел такой успех, что его продолжают переиздавать и по сей день.
Классическая эпоха английского готического романа заканчивается «Франкенштейном» и «Мельмотом-странником» Чарльза Мэтьюрина, опубликованными два года спустя. Однако влияние этих образцов для подражания все еще ощущалось на протяжении всего XIX века, особенно в бесчисленных дешевых романах, так называемых «шиллинговых шокерах».
Рациональный и настоящий ужас
Вторая эпоха британского готического романа 1850 года отражает научность XIX века. Такие авторы, как Жюль Верн («Замок в Карпатах»), сэр Артур Конан Дойл («Шерлок Холмс») и, наконец, Брэм Стокер («Дракула»), до сих пор создают тревожные сценарии ужасов, но эти ужасы теперь всегда в конце концов проясняются.
Более того, в викторианскую эпоху социальная несправедливость часто не осуждалась напрямую, а вместо этого чудовищно преувеличивалась в ужасающих цифрах. Граница между криминальными романами стирается.
Неудивительно, что реальная серия убийств, вроде убийства Джека-Потрошителя в 1888 году, также вызывает большой общественный интерес — и не только в Англии, кстати. Тот факт, что преступник так и не пойман и дверь открыта для спекуляций, усиливает приятную дрожь у невовлеченной аудитории.
Монстр как объект исследования
Несси, предполагаемое Лохнесское чудовище, не является литературным произведением. По мнению тех, кто верит в его существование, это древний динозавр, выживший неизвестным ранее способом в мутных водах шотландского озера. Однако по сравнению с предполагаемым возрастом монстра удивительно, что эта легенда вызвала общественный интерес только в 1930-х годах.
Однако с самого начала Несси никогда не рассказывают о каких-либо проступках монстра, а скорее о самом его существовании. И сторонники, и противники пытаются доказать свою позицию самыми современными средствами. Это варьируется от десятков предполагаемых фотографических доказательств до подводных исследований дна озера.
На сегодняшний день ни одна из сторон не смогла выиграть спор. И именно в этом, кажется, и заключается обаяние Несси: сама возможность его существования, кажется, подстрекает половину охотников на монстров, в то время как другая половина старается представить всю историю как фантазию.