Даже не снилось. 22 июня 1941… Принято считать, что не только у любого писателя, но и у художников есть «визитная карточка» – наиболее удачная, знаковая работа, выступающая символом всего его творчества. Если книга или картина не затерялись, прошли проверку на бессмертие и продолжают волновать поколение за поколением – значит, они и вправду представляют собою непреходящую художественную ценность.
Есть такая знаковая картина и у Валентина Фёдоровича Папко:
«Даже не снилось. 22 июня 1941»
На картине -начало войны глазами простых людей.
Смотрю в окно и оторопь берет…
Папко Валентин Фёдорович, родился 20 сентября 1939 года в станице Новоминской Краснодарского края. В семье Валентина не было художников. Родители – из народа. Отец – водитель, мать – крестьянка. Но какие они были творчески одаренные натуры! Отец из самых ничтожных древесных отходов умудрялся сотворить изящную красивую мебель. А мама вдохновенно рисовала, хоть нигде тому специально не обучалась. Валентин помнит, что было у мамы в наличии всего несколько цветных карандашей: жили небогато. Но она однажды нарисовала Валентину, пятилетнему малышу, красочные джунгли: зеленые пальмы, озаренные пронзительными лучами солнца. Так тепло сразу стало и в комнате, и на душе! Эти солнечные джунгли тогда поразили Валентина, навсегда врезались в память.
Редакция рекомендует: Какую награду давал Гитлер за голову Левитана
Хотя даже сама станица Новоминская Каневского района, где он родился, – удивительное место, где свято хранят казачьи традиции. До сих пор станичники помнят имя Тимофея Ящика, казака конвоя императора Николая II, затем последовавшего с его матерью, императрицей Марией Федоровной, в эмиграцию в Данию и служившего ей там до конца жизни.
Постепенно Валентина появилось желание взяться за карандаши и бумагу. Осознанная тяга к живописи у него проснулась в школьные годы: выпускал классные стенгазеты, «молнии». Так вышло, что постигать профессию начал далеко от дома, в Пензенском художественном училище имени Константина Савицкого с 1957 по 1959 года.
Лишь пару лет спустя перевелся в Краснодар в связи с женитьбой. Окончив с отличием Краснодарское художественное училище, поступил в 1963-м в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), на факультет монументальной живописи. Валентину Фёдоровичу повезло попасть в мастерскую прославленного народного художника СССР Гелия Коржева, которому и поныне бесконечно благодарен за все, что у него тогда почерпнул.
В 1970-м году вернулся с дипломом в Краснодар, устроился на работу в художественный творческо-производственный комбинат, где выполнял работы в техниках мозаики, гобелена, росписи, рельефа. Станковые работы: «Я вызову любое из столетий» (“Дом книги”, Краснодар, 1977), мозаика «Братья», роспись «Распятая Кубань» (г. Тимашевск, музей семьи Степановых, 1990-1991), гобелен и роспись в Доме торжественных обрядов в станице Новоминской (1980), энкаустика в народном театре г. Ейска (1977).
В «лихие» постперестроечные времена комбинат практически прекратил существование, поэтому в 1995 году Валентин Фёдорович стал преподавателем на открывшемся в Краснодарском Государственного университете культуры на факультете монументально-декоративного и прикладного искусства, работает в Художественно-промышленной академии. Профессор, декан факультета монументально-декоративного искусства.
Заслуженный художник России (2002), член Союза художников СССР (1974), профессор монументально-декоративного и станкового искусства Художественно-промышленной академии Краснодарского государственного университета культуры и искусств (2002), лауреат премии администрации Краснодарского края в области науки, культуры и образования (2004).
За весь период творчества (с 1968 года) участвовал в международных (Германия, Франция, Бельгия), республиканских, зональных и краевых выставках. В 2000 году провел персональную выставку в г. Краснодаре. Награжден дипломами Союза художников России, Академии художеств. Работы приобретены Художественным фондом России, музеями, зарубежными художественными галереями.
Сюжеты для картин приходят к Валентину Фёдоровичу сами, их преподносит реальность. Мысли, чувства, переживания, навеянные воспоминаниями прошлого или сценами из настоящего, преломляются в конкретные образы и приобретают осязаемые черты.
Вот мама как-то в детстве рассказала Валентину о голоде тридцатых годов, когда умирающих людей спасали от смерти мышиные «закрома»: норки с зернышками. Так появилась картина «Закрома 1933 года».
Или «Блудный сын», вернувшийся после многолетних скитаний по чужбине в родные места на короткую побывку: все мы в этом мире блудные дети, которых рано или поздно начинает непреодолимо тянуть к своим «корням», родовым истокам, к началу начал.
Возьмите картину «За Родину»: она была написана в то время, когда россияне стали стесняться своей национальной символики, красного кумача. Но разве можно гнушаться собственной истории? И главного символа любой державы – флага, за который наши предки пролили так много крови… Надо с уважением относиться к историческому прошлому страны, какой бы политической окраски оно ни носило в разные эпохи.
“Нам остается только верить, что … настанут времена, когда национальные нравственные ценности обязательно возродятся, а мы поймем, что не надо заимствовать ничего чужого в творчестве! Есть великая многовековая русская школа живописи, которую и поныне никто в мире пока еще не превзошел. Есть великие русские художники, у которых можно учиться до бесконечности тому, как нужно исследовать душу человеческую.
У нас все есть. Осталось только научиться по-настоящему беречь и почитать то, что имеем. И передавать это бессмертное духовное наследие от поколения к поколению” – Валентин Фёдорович Папко.
Также читайте статью “Крымский мост, который строили в СССР”
Понравилась статья BigCityFun?
Тогда, пожалуйста, нажми лайк и поделись ею с друзьями.